Бухгалтерское обслуживание ВЭД
Особые условия осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД), создают определенные сложности при ее оформлении и учете. С одной стороны — это работа с иностранными партнерами, требующая правильного оформления с ними внешнеэкономических договоров (контрактов). Здесь есть свои «подводные камни».
С другой стороны — взаимодействие с уполномоченными банками в рамках валютного контроля, в т.ч. своевременное оформление и представление им всех необходимых документов по уникальному номеру контракта. А ведь есть ещё таможенные и налоговые органы, требующие от участника ВЭД исполнения своих правил. В общем, хлопот хватает! И справиться с ними могут только специалисты, имеющие достаточный опыт и квалификацию.
Внешнеэкономический контракт
Обычно внешнеэкономическая деятельность связана с крупными поставками товаров и услуг. Поэтому любые ошибки, допущенные при составлении импортного (экспортного) контракта могут привести к серьезным проблемам!
При составлении такого договора необходимо исходить не только из сложившейся международной практики, но и учитывать особенности законодательства нашей страны, путем согласования этих особенностей с иностранным партнером. При этом важно определить некоторые базовые параметры, например такие:
- предмет внешнеторговой сделки;
- порядок приема-передачи товаров, работ, услуг, информации или объектов интеллектуальной собственности;
- условия перехода ответственности от продавца к покупателю в соответствии с терминами ИНКОТЕРМС (Incoterms);
- кто и где будет платить налоги по сделке (или кто за кого будет их удерживать);
- будет ли возникать двойное налогообложение и т.п.
Валютные операции и валютный контроль
Основными нормативными документами, регулирующими порядок осуществления валютного контроля и валютных операций, являются фед. закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ) и Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И, вступившая в силу в текущем году.
Новостью этого года стала отмена паспортов сделки и замена их на уникальный номер контракта. Кроме того, допущено некоторое упрощение порядка оформления документов валютного контроля. Например документы, однажды представленные участником ВЭД в свой уполномоченный банк не нужно подавать повторно (за исключением некоторых обстоятельств, например утраты документов). В то же время, уполномоченному банку предоставлены более широкие полномочия, чем прежде, например самостоятельное присвоение кодов валютных операций в платежных документах.
Как отмечаться о движении валюты за рубежом?
Особым вопросом, о котором иногда «забывают» некоторые участники ВЭД, является представление налоговому органу отчетов о движении валютных средств на зарубежных счетах. Причем подобные требования касаются не только субъектов предпринимательства (компаний и индивидуальных предпринимателей), но и «обычных» физических лиц.
Согласно ч. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ, резиденты (как организации, так и физические лица), кроме имеющих счета за пределами России в уполномоченных банках (ч. 9 ст. 12 Закона № 173-ФЗ), должны представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Центральным Банком РФ.
В настоящий момент правила представления и формы таких отчетов установлены несколькими нормативными актами:
- для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей действует постановление Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 (представляют по каждому счету в течение 30 дней по окончании квартала);
- для физлиц — постановление Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365.
Особенности сделок в рамках Таможенного союза
Важной новостью текущего года стало упрощение порядка применения нулевой ставки НДС для российских экспортеров. С 01.10.2018 подтверждение такой ставки при экспорте в страны Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) было облегчено, так как с указанной даты транспортные и другие документы на вывоз из России товаров в ЕАЭС можно не представлять. Но при условии отправки своему налоговому органу электронного перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (п. 1.3 ст. 165 НК РФ).
Особенности сделок за пределами Таможенного союза
В текущем году наконец-то был решен вопрос о применении нулевой ставки НДС при продаже товаров, вывозимых из России российской организацией для другой российской организации, в т. ч. ее подразделениям, находящимся вне таможенной границы ЕАЭС. До 01.10.2018 нулевую ставку по таким операциям применять не разрешалось, так как экспорт товаров отечественному покупателю не был предусмотрен Налоговым кодексом РФ. Начиная с указанной даты, вступила в силу поправка в ст. 165 НК РФ, которая позволяет подтверждать указанную ставку контрактом (его копией) на поставку товара российской организации, включая ее филиал, представительство или иное подразделение, находящиеся за территорией ЕАЭС.